מדינת ישראל
  Медина́т Исраэ́ль
دولة إسرائيل
Да́улат Исра’и́ль
Flag of Israel.svg Герб Израиля
Флаг Герб

 

Изра́иль (ивр. ישראל‎), официальное название — Государство Изра́иль (ивр. מדינת ישראל‎, араб. دولة اسرائيل‎‎) — государство в Юго-Западной Азии. Население, по данным Центрального статистического управления Израиля на сентябрь 2013 года, составляет 8,08 млн человек, территория — 22 072 км². Занимает97-е место в мире по численности населения и 147-е по территории

Столица — Иерусалим. Государственные языки — ивритарабский.

Унитарное государство, демократическая парламентская республика. В марте 2009 года пост премьер-министра занял Биньямин Нетаньяху. Подразделяется на 6 административных округов.

Расположен на ближнем Востоке, у восточного побережья Средиземного моря. На севере граничит сЛиваном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе — с Египтом и сектором Газа.

Индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП за 2012 год составил 240,894 миллиарда долларов США (около 31 300 долларов США на душу населения). Израиль имеет наивысший уровень жизни среди всех стран Ближнего Востока. В списке стран по ИРЧП (список стран по индексу развития человеческого потенциала ООН, 2013) находится на 16-м месте в мире: индекс 0,900. Денежная единица — новый израильский шекель (усреднённый курс за 2012 год — 3,8 шекеля за 1 доллар США).

Декларация независимости была провозглашена 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года) на основании резолюцииГенеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) № 181, принятой 29 ноября 1947 года (см. «План ООН по разделу Палестины»). День независимости, как и ряд других дат, отмечается в Израиле по еврейскому календарю, поэтому в разные годы ему соответствуют разные даты григорианского календаря.

Согласно Декларации Независимости, Израиль является еврейским государством. В то же время Израиль является многонациональным и демократическим государством, где, наряду с евреями, равные права имеют и все прочие этнические группы, вне зависимости от вероисповедания: арабы-мусульманеарабы-христианедрузыбедуинысамаритянеармянечеркесы и др. В частности, друзские и бедуинские депутаты, арабские партии и депутаты представлены в кнессете. Израиль отличается значительным этнокультурным разнообразием. Основное население страны — 75,4 % — евреи, 20,6 % — арабы, 4 % — прочие. 

 

Происхождение названия

На протяжении последних трёх тысячелетий слово «Израиль» обозначало как Землю Израиля (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‎, Э́рец-Исраэ́ль), так и весь еврейский народ. Источником этого названия служит Книга Бытия, где праотец Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль: «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь»  (Быт.32:27,28). Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сара (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/сражение Бога». Впоследствии еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Дети Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».

Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране.

Современное государство было названо «Медина́т Исраэ́ль» (ивр. מדינת ישראל‎ — Государство Израиля). Рассматривались также и другие названия: Э́рец Исраэ́ль (Земля Израиля), СионИудея — однако они были отвергнуты. В первые недели независимости правительство нового государства для обозначения граждан страны выбрало слово «израильтяне» (ישראלים — «исраэли́м»). Впервые оно было упомянуто официально в выступлении первого министра иностранных дел Израиля, Моше Шарета.

История

Древнейшая история

Самыми древними обитателями современной территории Израиля были неандертальцы. Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тысяч лет назад. В 10—8 тысячелетиях до н. э. эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки.

Примерно 9 тысяч лет назад в этих местах началась неолитическая революция и появились первые поселения. Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в 4—3 тысячелетии до н. э. Следующие 2—3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта.

Ранняя история

Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение
Двенадцати колен Израиля

Земля Израиля (ивр. Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама,Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э. Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.

Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. Чуть позже в Ханаан вторгаются филистимляне. Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI — серединой X веков до н. э. Эти государственные образования (в той или иной форме) существовали в регионе с перерывами следующие тысячу лет.

Начиная с VIII века до н. э. эта территория последовательно оказывалась под властью АссирииВавилона (586—539 года до н. э.), персидской империи Ахеменидов (539—331 года до н. э.), Македонии (332—312 года до н. э.). В III—II вв. до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов. Отвоевав в результате восстания Маккавеев независимость, с 152 по 37 год до н. э. в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев.

Римский гарнизон у подножия крепости Массада

С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима и с 70 года н. э. была превращена в римскую провинцию. После поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 135 году римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестинская, чтобы стереть память об еврейском присутствии в этих местах.

Вслед за разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную (Византию) Палестина отошла к последней и вплоть до 619 года оставалась её провинцией. На короткий период 614—629 годы Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов, а затем снова стала византийской провинцией. В 629—630 годах в результате массовых убийств и гонений на евреев, начатых византийским императором Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но никогда не прекращалось полностью.

Средние века

Около 636 года — в самом начале исламских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами. В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов к Аббасидам, ккрестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода: завоевание и освоение страны (638—660 годы), династия Омейядов (661—750), династия Аббасидов (750—969), династия Фатимидов (969—1099).

Рефекториум в крепости Акко, XII век.

В 1099 крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 пала последняя крепость крестоносцев Акра. В 1260 году Палестина перешла в руки династии Мамлюков.

Под властью Османской империи (1516—1917)

В 1517 году территория Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

В Османской империи иудеи имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были обязаны платить особые налоги. В этот период евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка). В течение XVI века большие еврейские общины росли и развивались в четырёх святых (для иудаизма) городах: ИерусалимеХевронеЦфате и Тверии.

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе примерно тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер, а община распалась из-за долгов. Ашкеназская синагога была сожжена кредиторами-арабами (1720), а евреи-ашкеназы выселены из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в ХевронеЦфатеи Тверии.

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть ГазойРамлойЛодом и Яффой. Однако французский полководец не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тыс., 5 тыс. из которых составляли евреи (главным образом, сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Главные места концентрации христианского населения (около 25 тыс.) — в Иерусалиме, Назарете иВифлееме — контролировались православной и католической церквами. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты.

В период 1800—31 годов территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере доХеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайетуГалилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.

В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832—40), провели некоторые реформы по европейскому образцу.

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тыс. евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время как христианского и мусульманского — осталась без изменения.

К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе(300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.

Стремление евреев в Сион и зарождение политического сионизма

Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление возвратиться к Сиону. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку на Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.

Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה‎), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством отпогромов в Восточной Европе.

Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается Теодор Герцль. В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat), в котором изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом.

Вторая алия (190414 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тыс. евреев поселилось в Палестине. Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями, но вторая алия включала также и социалистов, основавших киббуцное движение.

Тем не менее, не все евреи изначально поддерживали идеи сионизма, а значительная часть ортодоксальных раввинов считала, что движение политического сионизма противоречит законам Торы. Впоследствии некоторые ультраортодоксальные раввины по этой причине отказались также признавать еврейский характер Государства Израиль.

Британский мандат в Палестине (1918—1948)

Историческая карта Палестины, 1900 год

Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа».

В 191923 (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тыс. евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тыс. Болота Изреэльской долины идолины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период была основана федерация профсоюзов, Гистадрут. Арабские протесты против еврейской иммиграции привели к Палестинским бунтам и формированию еврейской военизированной самообороны («Хагана»).

В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома». Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании. В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским. В 19241929 (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тыс. евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тыс. эмигрантов этой волны покинули страну.

Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от нацизма. Этот на

Адрес
ул. Кузнецкий мост,
дом 21/5, 4 подъезд,
офис 607
Телефон
+7 (495) 626-02-76
+7 (495) 626-03-53
+7 (495) 626-03-34
Поддержка
contactvk@mail.ru
Яндекс.Метрика