Республика Кипр
Республика Кипр Герб Республики Кипр
Флаг Республики Кипр Герб Республики Кипр

Респу́блика Ки́пр — островное государство в восточной части Средиземного моря. Член (с 1 мая 2004 года) Европейского союза (ЕС).

Официально территория Республики Кипр включает 98 % территории острова Кипр (остальные 2 % занимают британские военные базы Акротири и Декелия), а также близлежащие острова Агиос Георгиос, Геронисос, Глюкиотисса, Кила, Киедес, Кордилия и Мазаки. На деле после 1974 года остров фактически разделён на две части, 60 % контролируется властями Республики Кипр (в основном, населены греками), остальная часть — Турецкой Республикой Северного Кипра (в основном, населена турками). ТРСК признана Турцией и Абхазией как независимое государством; мировое сообщество считает эту территорию оккупированной Турцией.Население

 

Население

После разделения подавляющее большинство греков-киприотов живёт на юге, а турки — на севере. Общее население составляет около 790 тыс. человек, из которых 160 тысяч — турки. Также на Кипре проживает 17 тысяч англичан, 35 тысяч русских, 4 тысячи армян. После войны 1974 года около 180 тысяч греческих киприотов бежали или были насильно переселены на юг. Около 42 тысяч турок переехали на север. И только в городе Пила округа Ларнака при назначенной ООН администрации проживают обе группы населения.

Религия

Большинство населения Кипра — этнические греки — исповедует православное христианство, этнические турки — ислам.

Кипрская православная церковь имеет статус квази-государственного учреждения и играет заметную роль в общественно-политической жизни страны; предстоятель Кипрской Церкви — Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Помимо храмов (более 500), имеющихся почти в каждой деревне, церковь обладает на Кипре 11 монастырями, которым принадлежат значительные и наиболее плодородные земли острова, имеющие круглогодичное искусственное орошение, и другая крупная собственность.

Представлены армянская, католическая, маронитская церкви, а также иудаизм, и другие вероисповедания. .

Конституция 1960 года (Статья 19) постановляет, что каждый человек имеет право свободы слова, совести и религии. Все религии являются равными перед законом и ни один законодательный, исполнительный или административный акт Республики не может дискриминировать какой-либо религиозный институт или религиозную организацию. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, он может изучать свою религию индивидуально или коллективно. Единственные действующие ограничения такой свободы определены в конституции Республики и контролируют безопасность Республики и её граждан. Все эти постановления указывают на то, что на острове нет религии, признанной официальной. Они также гарантируют защиту прав трёх религиозных групп, которые составляют меньшую часть населения (католики, армяне и марониты).

История

Выгодное стратегическое положение Кипра в Средиземном море способствовало тому, что он в течение своей истории не раз переходил из рук в руки, оставаясь на периферии различных империй. Став в 395 году частью Византии, в 1191 году он был захвачен крестоносными войсками Ричарда Львиное Сердце во время Третьего Крестового Похода, став одним из государств крестоносцев. Уже в 1192 остров был передан французскому крестоносцу Ги де Лузиньяну, основавшему династию Лузиньянов в Кипрском королевстве.

В 1489 году последняя королева Кипра, Евгения Корнаро, передала остров Венецианской Республике, уже в 1571 году потерпевшей поражение от турок. Османское правление на Кипре сохранялось вплоть до 1878 года. В 1878 году между Британской Империей и Турцией была заключена Кипрская Конвенция 1878 года, тайный англо-турецкий договор об «оборонительном союзе», направленном против России. Договор был подписан 4 июня 1878 в Стамбуле перед открытием Берлинского конгресса 1878 года. Великобритания обязалась помочь Османской империи «силой оружия», если Россия, удержав за собой Батум, Ардаган и Карс, попытается приобрести новые территории в Малой Азии. Взамен Турция согласилась на оккупацию Великобританией острова Кипр. Конвенция была аннулирована англичанами 5 ноября 1914 в связи с вступлением Турции в Первую мировую войну на стороне Германии, и аннексией Кипра Великобританией.

В 1960 году остров получил независимость, вскоре став ареной столкновений между греческой и турецкой общинами. В 1974 году остров был фактически разделён на греческую и турецкую части. В 2004 году Кипр вступил в Евросоюз, в 2008 в еврозону.

Транспорт

Британские колониальные власти построили на острове железную дорогу. Она открылась в 1905 году, и насчитывала 39 станций и остановок, в том числе Фамагусту и Никосию. В 1951-52 годах закрыта в связи с низкой окупаемостью.

Автодороги на Кипре являются одними из лучших в Евросоюзе, и делятся на основные, вспомогательные асфальтированные, просёлочные и автомагистрали (motorway). Движение — левостороннее. Основные 4 дороги проходят по южному побережью от Ларнаки до Лимасола и ведут в Никосию.

Единственным видом общественного транспорта являются автобусы. На Кипре два международных аэропорта, в Пафосе (16 км от города) и в Ларнаке (2 км от города). В Ларнаку из Москвы есть регулярный рейс — Аэрофлота, Трансаэро. Есть также аэропорт в Никосии, но из-за греко-турецкого конфликта он закрыт. Основная авиакомпания, обслуживающая остров — Сайпрус Эйрвейс (Cyprus Airways).

Аэропорт Ларнака открыт в 1975 году, после вынужденного закрытия аэропорта в Никосии, и частично расположен на территории, ранее использовавшейся Британией как военная база.

Крупными морскими портами, после закрытия Фамагусты, являются Лимасол и Ларнака.

Туризм

Индустрия туризма — одна из главных статей национального дохода. За неё несёт ответственность Кипрская Организация по Туризму (Cyprus Tourist Organization, CTO). В этом секторе трудится значительная часть населения, а прибыль, приносимая туризмом, является главным источником поступления иностранной валюты в бюджет республики. За последние 4 года число посещающих Кипр туристов увеличилось на 29 %, а прибыль от туризма — на 40 %.

Пляж Айя-Напы

Крупнейшие курорты:

  • Ларнака
  • Пафос
  • Лимасол
  • Айя-Напа
  • Протарас
  • Фамагуста (под контролем ТРСК).
  • Кирения (под контролем ТРСК).

Многие пляжи Кипра награждены Голубым флагом Евросоюза за экологическую чистоту и инфраструктуру. Большинство этих пляжей муниципальные, аренда шезлонгов и зонтиков от солнца на них платная.

Город Никосия (Левкосия) — столица и крупнейший город Кипра. Он расположен в центре острова, и разделён «зелёной линией». Городские кварталы к северу от неё контролируются Турецкой Республикой Северного Кипра.

Второй по величине город Кипра — морской порт Лимасол, основанный в византийские времена. К западу от него находится британская суверенная база Акротири.

Из курортов Кипра Айя-Напа является центром клубной жизни, наряду с Ибицей, и ориентирован в основном на молодёжь. Для семейного отдыха служит, в основном, Пафос и Протарас.

Город Пафос включён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, и также известен тем, что вблизи от него находится бухта Афродиты. По легенде, в этом месте богиня любви и красоты родилась из пены морской.

Достопримечательности Кипра представляют собой смесь различных эпох — византийский замок Колосси, в котором Исаак Комнин укрывался от крестоносцев, церковь, в которой Ричард I Львиное Сердце венчался с принцессой Беренгарией Наваррской, венецианские крепости, британское левостороннее движение.

Основной достопримечательностью на севере острова является Фамагуста со средневековой Башней Отелло, и «городом-призраком» (квартал Вароша).

Географическая близость к ряду средиземноморских стран позволяет проводить для туристов морские круизы в Египет, Израиль, остров Родос или Иорданию.

Круизные лайнеры отправляются из морских портов Ларнака и Лимасол, и соответствуют 3-5 звёздочным отелям. Время круиза обычно около двух дней. При прибытии в Израиль действует визовый режим, во въезде может быть отказано.

При аренде автомобилей гражданами России принимаются водительские права стандартного образца, прав международного образца не требуются. Может быть выдвинуто ограничение по возрасту, что зависит от компании, сдающей автомобили в аренду.

Автомобили, сдаваемые в аренду туристам, имеют красные номера, которые начинаются с буквы Z.

Причал для яхт (марина) в Лимасоле

Следует помнить, что движение на Кипре левостороннее.

Все водители в обязательном порядке пропускают пешеходов, движущихся по пешеходному переходу.

В таких городах, как Никосия, Ларнака и др., можно попасть в пробки; также могут быть трудности с бесплатной парковкой.

К британскому наследию относится, помимо левостороннего движения, стандарт электропитания — розетки трёхштырьковые (один из них-заземление, аналог бокового контакта евровилки), но напряжением не 230 В, как в Великобритании, а 240В.

Местное население традиционно придерживается православного христианства. На острове насчитывается большое количество православных церквей, в продаже — множество православных икон. К числу достопримечательностей Кипра относятся и православные святыни, такие, как гробница Святого Лазаря в Ларнаке.

Многие магазины и банки на острове не работают в среду и субботу, а в рабочие дни — только 8:00—13:00 и 15:00—17:30 в зимнее время, 16:00—19:00 в летнее.

В отношениях между двумя общинами сохраняется определённая напряжённость. При общении с греками-киприотами не рекомендуется упоминать о турецкой оккупации северной части острова. Особенно болезненной темой является «город-призрак» Вароша.

Фотографировать погранзону между греческим и турецким секторами, военнослужащих и военные объекты запрещается.

Среди этнических греков на Кипре можно встретить определённое количество иммигрантов из бывшего СССР (понтийские греки).

Валюта

50 евроцентов кипрской эмиссии

Национальной валютой до 1 января 2008 года являлся Кипрский фунт (CYP). 1 CYP был примерно равен 2 долларам США, и делился на 100 центов. Банкноты имели надписи на трёх языках — английском, греческом и турецком.

Эквивалентом слова «фунт» (pound) является «лира», на Кипре обычно употребляемое в турецком языке.

Фунт был учреждён в 1879 году, и до 1960 года равнялся британскому фунту стерлингов. Также, как и фунт стерлингов, он разделялся на 20 шиллингов. Однако, в отличие от фунта стерлингов, он разделялся на 9 пиастров (курушей), что устанавливало связь с предшествующей валютой, турецкой лирой, которая также разделялась на куруши. По образцу турецкой лиры пиастры (куруши) разделялись на 40 пара. Пара никогда не использовались в монетах или банкнотах, но указывались на почтовых марках.

Были введены монеты в ¼, ½ и 1 пиастр. Монета в четверть пиастра была названа греками-киприотами декара (от дека — «десять»), так как равнялась десяти пара, ½ пиастра — икосара («икоси» — двадцать). Также выпускались монеты в 3, 4½, 9, 18 пиастров, 1 и 2 шиллинга.

В 1959 году Кипр ввёл десятичную систему, разделив фунт на 1000 милле («тысячных»). Монета в 5 милле получила название «пиастра» (примерный аналог), а в 20 милле — «шиллинга» (точный аналог). В 1983 году было дополнительно введено деление на 100 центов («сотых»). Наименьшей монетой осталась 5 милле, переименованная в ½ цента, и впоследствии отменённая.

В настоящее время монеты в милле выведены из оборота. Редкостью являются монеты в 1 или 2 цента. Обычно продавцы стараются округлять цены до ближайших 5 центов.

С 1 января 2008 года осуществлён переход на евро по фиксированному курсу 0.585274 CYP за евро. Решение об этом принято Еврокомиссией 16 мая 2007 года (вместе с Мальтой), подтверждено Европарламентом 20 июня 2007 года, и лидерами Евросоюза 21 июня 2007 года. Курс обмена определён на совещании министров финансов Евросоюза 10 июля 2007 года.

Фунты оставались в легальном обращении (при уплате наличными) до 31 января 2008 года. Банкноты принимались банковскими учреждениями до 30 июня 2008 года.

Полный обмен валюты завершится 31 декабря 2009 (монет), и 31 декабря 2017 (банкнот).

Крупнейший банк Кипра — Bank of Cyprus.

Политическая система

После получения независимости Кипр стал одним из основателей Движения неприсоединения, несмотря на то, что все три державы-гаранта (Британия, Греция и Турция) были членами НАТО. В 2004 Кипр вышел из Движения неприсоединения, с тем, чтобы вступить в Евросоюз, однако сохранил особый статус наблюдателя в этой организации.

Конституция 1960 года представляла президентскую республику с разделением властей на исполнительную, законодательную и судебную, и квоты для защиты интересов этнических турок. Президент и вице-президент избирались, соответственно, греческой и турецкой общинами на пятилетний срок, и имели право вето по определённым инициативам законодательной и исполнительной властей.

Палата представителей избиралась на основе раздельного учёта голосов по обеим общинам. С 1964 места турецкой общины оставались незанятыми.

После раскола острова Турецкая Республика Северного Кипра возглавляется Президентом и Премьер-министром, ответственными перед Национальной Ассамблеей.

Власти ТРСК отвергают суверенитет Республики Кипр над всей территорией острова, и называют её «греческие власти Южного Кипра». Соответственно, Республика Кипр и международное сообщество, за исключением Турции, не признают ТРСК, и обозначают её, как «территории, оккупированные турецкими войсками».

Административно-территориальное деление

Республика Кипр разделяется на 6 районов (греч. επαρχίες епархий).

  • Никосия (Λευκωσία Левкосия, тур. Левкоша) — частично управляется Турецкой Республикой Северного Кипра
  • Киренея (Κερύvεια, тур. Гирне) — полностью управляется Турецкой Республикой Северного Кипра
  • Ларнака (Λάρνακα, тур. Ишкеле) — небольшая часть управляется Турецкой Республикой Северного Кипра
  • Лимасол (Λεμεσός Лемессос)
  • Пафос (Πάφος, тур. Баф)
  • Фамагуста (Αμμόχωστος Амохостос, тур. Газимагуша (Магуша)) — бо́льшая (северная) часть управляется Турецкой Республикой Северного Кипра

Анклавы и эксклавы

На Кипре насчитывается четыре эксклава, принадлежащие британским суверенным базам Акротири и Декелия.

Между греческим и турецким секторами находится буферная зона ООН, которая де-факто (но не де-юре) также является эксклавом.

Международный статус

С 1 мая 2004 Кипр входит в Евросоюз. Для граждан Российской Федерации не требуется получение визы единого образца Евросоюза. На ноябрь 2007 Кипр не входит в Шенгенскую зону. Граждане Российской Федерации получают так называюмую провизу, заполнить заявку на ее получение можно на сайте Посольства, получить провизу можно по электронной почте уже спустя сутки.

Легальный путь прибытия на остров — через аэропорты Пафос или Ларнака, либо морские порты Ларнака или Лимасол. Нелегальный — через Турцию, и порты Северного Кипра, морские либо воздушные.

С 1 января 2008 года Кипр входит в еврозону, то есть национальная валюта — кипрский фунт — заменён на евро.

Республика Кипр придерживается политики неприсоединения, и не входит в НАТО.

Турецкий сектор обозначается на картах, как «территория, недоступная в связи с турецкой оккупацией», то же на карте северной части города Никосия. Названия городов Северного Кипра даны по состоянию на 1974 год, дорожные указатели на эти города отсутствуют.

Посольство Республики Кипр в Москве
Карта Кипра

Недвижимость, расположенная на Северном Кипре, и принадлежавшая до 1974 этническим грекам, продолжает считаться их собственностью. Покупка такой недвижимости может считаться легальной в Турецкой Республике Северного Кипра, но власти греческого сектора могут расценить такой шаг, как скупку краденного.

Формально под суверенитетом Республики Кипр находится 98 % территории острова, за вычетом английских военных баз. Де-факто 38 % территории занимает непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра.

Движение между двумя частями острова свободное, при наличии легальной визы Республики Кипр. Виза непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра выдаётся при въезде. Действие страховок может не распространяться на турецкую территорию.

При возвращении с северной части острова может быть проведён таможенный досмотр. Так как цены на турецкой территории существенно ниже, ввоз товаров из неё ограничивается.

Республика Кипр может отказать во въезде лицам, имеющим в паспорте штамп о посещении Республики Македония. Этот факт связан со спором этого государства с Грецией по поводу своего названия.

Дипломатические отношения с Советским Союзом установлены в августе 1960. 7 апреля 1992 Республика Кипр признала Российскую Федерацию правопреемником СССР. Посольства России находятся в городах Никосия и Ларнака.

Лицам с гостевой визой запрещается вести трудовую деятельность. Разрешение на работу должно быть получено до прибытия в Республику Кипр.

Референдум об объединении острова

В апреле 2004 года в обеих кипрских республиках прошли референдумы об объединении в единое государство. Предложенный план объединения острова был назван по имени своего автора — генерального секретаря ООН Кофи Аннана. 65 % участвовавших в референдуме граждан ТРСК поддержали план Аннана, 75 % греков-киприотов план отвергли.

Членство в международных организациях

Республика Кипр входит в следующие организации: Австралийскую группу по мониторингу химического и биологического оружия, Британское Содружество наций, Совет Европы, программу Общей Политики в области иностранных дел и безопасности Евросоюза, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский Инвестиционный банк, Евросоюз, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской авиации, Международная Коммерческая Палата, Международный уголовный суд, Международная метеорологическая организация, Международный валютный фонд, Международная Гидрографическая Организация, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Международный фонд развития сельского хозяйства, Международная ассоциация развития, Международная конфедерация профсоюзов, Интерпол, Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), Международный союз электросвязи, Движение неприсоединения, Межпарламентский союз (Inter-Parliamentary Union), Международная организация миграции, Nuclear Suppliers Group, Международный олимпийский комитет, Permanent Court of Arbitration, Организация по запрещению химического оружия, ОБСЕ, ООН, ЮНИДО (организация ООН по индустриальному развитию), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Мировая Конфедерация Труда, Всемирная таможенная организация, Всемирная туристская организация, Всемирный почтовый союз, ВТО.

Экономика

Преимущества: туризм дает 20 % ВВП. Промышленность и сфера услуг для соседних восточных стран. Член ЕС.

Слабые стороны: требование более строгого контроля и действий против утечек капиталов и налогов. Ограниченная либерализация. В Северный Кипр не поступают иностранные инвестиции.

На экономику Кипра сильно влияет раздел острова на греческий сектор (Республика Кипр) и турецкий (самопровозглашённая Турецкая Республика Северного Кипра).

Экономика греческого сектора процветает, однако сильно зависит от внешних рисков. Коэффициенты прироста в 1990-х годах отражают зависимость острова от колебаний количества туристов, и изменений экономических условий в Западной Европе. В январе 2008 остров вошел в Еврозону, и его монетарная политика будет диктоваться Европейским центральным банком.

Турецкий сектор представляет одну пятую населения и одну седьмую ВНП, по сравнению с греческой частью острова. В связи с тем, что он признан только Турцией, Северный Кипр испытывает трудности с международным финансированием, и иностранные фирмы обычно избегают инвестиций в него. Половина рабочей силы занята в сельском хозяйстве, на государственной и военной службе. В обороте северной части острова находится турецкая лира. Турция также предоставляет прямую и косвенную помощь туризму, образованию, промышленности и др.

В обоих секторах существует проблема обеспечения водой, планируется строительство опреснительных станций.

Прошлое и настоящее: Оффшорный сектор и самые низкие налоги в ЕС

Действовавший с 1 января 1977 года оффшорный режим для компаний международного бизнеса (International Business Companies) прекратился с 1 мая 2004 года (с момента вступления Республики Кипр в ЕС). Оффшорный режим Кипра предполагал применение ставки корпорационного налога 4,25 % для компаний, которые не вели деятельности на территории Республики. В настоящее время компании международного бизнеса не существуют (они либо были ликвидированы, либо были перерегистрированы в течение 2004—2005 годов). Законом «О подоходном налоге» 2002 года для всех видов компаний предусмотрена общая ставка корпорационного налога в размере 10 % (она является самой низкой из стран Европейского союза). Предусмотрено существование резидентных и нерезидентных компаний.

Налоговым резидентом Кипра признается компания, менеджмент которой находится на Кипре, а также эффективное управление которой происходит на Кипре (достаточно, чтобы большое количество директоров, например 2 из 3 являлись налоговыми резидентами Кипра, а лучше и гражданами, а также, чтобы все встречи совета директоров и принятия решений по сделкам и др. принимались на Кипре). Налоговым резидентом физическим лицом признается лицо, находящееся на Кипре более 183 дней. Важно отметить, что между Российской Федерацией и Республикой Кипр в 1998 году подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Создание, функционирование и ликвидация компаний регулируется Законом Республики Кипр «О компаниях» (The Companies Law, Cap. 113). Основным мотивом покупки компании, зарегистрированной в Республике Кипр является то, что согласно п. 22 ст. 8 «Освобождения» Закона Республики Кипр от 15.07.2002 № 118(I)/2002 «О подоходном налоге» доходы от реализации ценных бумаг освобождаются от налогообложения. Под ценными бумагами в Республике Кипр понимаются акции, облигации, государственные облигации или доли участников компаний или иных юридических лиц, учрежденных, как на Кипре, так и в любой иной юрисдикции (векселя к ним не относятся).

В декабре 2008 года служба госдоходов Республики Кипр выпустили информационное письмо от 17.12.2008 года № 2008/13, содержащее расширенный перечень «ценных бумаг» для целей налогообложения дохода юрлиц. Данное разъяснение вступает в силу с момента издания письма.

В соответствии с приведенным перечнем к ценным бумагам могут быть отнесены:

  • обыкновенные акции, доли учредителей и привилегированные акции;
  • облигации, долговые обязательства и права требования по облигациям и долговым обязательствам;
  • опционы по ценным бумагам;
  • короткие опционные позиции, фьючерсы, форварды и свопы по ценным бумагам;
  • депозитарные расписки по ценным бумагам;
  • производные ценные бумаги, привязанные к различным индексам;
  • договоры РЕПО по ценным бумагам;
  • доли в капитале компаний, не имеющих акций (доли в капитале российских ООО);
  • паи в открытых или закрытых инвестиционных фондах, учрежденных, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в соответствии с положениями законодательства той страны, в которой они созданы.

На Кипре возможно создание компаний следующих видов:

  • частная компания с ограниченной ответственностью (может быть освобожденной «exempted»)
  • публичная компания с ограниченной ответственностью

Чаще всего кипрские компании используются как холдинги, финансовые компании группы, инвестиционные компании, международные торговые компании, лизинговые компании, компании в схемах с роялти.

Кроме того, для кипрских резидентных компаний (которые платят налоги на Кипре) доступно применение налоговых директив ЕС, которые предоставляют различные льготы. См. подробно Налоговое право ЕС.

Объём накопленных инвестиций, поступивших в Россию с Кипра и ещё в большей части через Кипр, к 2008 г. составил более 40 миллиардов долларов США (из общего объёма примерно в 200 миллиардов). Кипр устойчиво находится в тройке лидеров по уровню капиталовложений в российскую экономику. Это напрямую связано с льготным налогообложением на Кипре.

С 2008 года в России применяется льготное налогообложение дивидендов, если их получателями являются российские организации, имеющие дочерние компании с их стратегическим участием, находящиеся как за рубежом, так и в России. Министерство финансов РФ утвердило перечень государств, по отношению к которым эти нормы не применяются. К числу таких стран относится и Кипр. Кипрские власти называют этот список «черным» и считают его серьёзной проблемой. В настоящее время Минфином России и Минфином Кипра ведутся переговоры на предмет исключения Кипра из списка. Россия увязывает решение этого вопроса с заключением протокола к Соглашению об избежании двойного налогообложения от 05.12.1998 (16.04.2009 Протокол парафирован в окончательном виде.). Также Кипр будет должен быть более лоялен к России в отношении предоставления информации.

В декабре 2008 г. правительство Украины предложило Верховной Раде денонсировать действующее до настоящего времени в отношении Украины Соглашение об избежании двойного налогообложения между СССР и Кипром, однако Верховная Рада отклонила это предложение. По информации Министерства финансов Украины, в 2007 г. с Украины на Кипр было перечислено в виде доходов 4 млрд 817 млн 530 тыс. гривен. При этом потери государственного бюджета Украины от применения положений советско-кипрского соглашения об избежании двойного налогообложения составляли 722 млн 630 тыс. гривен.

Соблюдение требований ОЭСР к налоговой прозрачности и обмену информацией

В августе 2008 года Законом 72(I) были внесены изменения в Закон (Cap 4 of 1978) «Об исчислении и сборе налога», предусматривающие выдачу налоговой информации в соответствии со ст. 26 Модельной конвенции ОЭСР «Об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал».

Изменения позволяют обойти для налоговых целей законодательные положения о запрете разглашения информации, включая положения о банковской тайне и обязанности по неразглашению информации, полученной в ходе осуществления профессиональной деятельности, в которую входят нормы об обязанности сохранения конфиденциальности информации, полученной от клиента, и защиты данных. Вместе с этим, право на юридическую профессиональную привилегию (адвокатская тайна) сохранено, и, таким образом, любая информация, предоставляемая клиентом во время обсуждений своему юристу, не может быть раскрыта любым третьим лицам.

Ключевыми положениями внесенных изменений являются:

  • Налоговые органы Кипра могут не предоставлять информацию, когда отсутствует обоюдная взаимность (законодательных положений по реализации договоренности) между Кипром и другим Договаривающимся государством в отношении информации, подлежащей обмену. Таким образом, запрашивающее государство обязано иметь аналогичные положения и/или административные полномочия для осуществления обмена информацией по запросу налоговых органов Кипра.
  • Налоговые органы Кипра могут осуществлять свои полномочия по сбору запрашиваемой информации только после получения письменного согласия от Генерального прокурора Кипра.
  • Налоговые органы Кипра могут запрашивать информацию в отношении любых лиц, включая компании и товарищества (партнерства), которые были ликвидированы и исключены из Реестра (компаний).
  • Налоговые органы Кипра могут запрашивать любые книги, записи и иные документы, информацию или сведения, находящиеся во владении, под контролем, в распоряжении или относящимся к компетенции любого лица. Запрашивающее государство обязано предоставить налоговым органам Кипра следующую информацию:

— Информацию, идентифицирующую лицо, в отношении которого осуществляется расследование;

— Описание запрашиваемой информации, а также содержание и способ, в рамках которых запрашивающее государство желает получить информацию от налоговых органов Кипра;

— Причины и основания для предположений, что запрашиваемая информация имеется у налоговых органов Кипра, или может находиться во владении или под контролем лица, в отношении которого Кипр осуществляет юрисдикцию;

— Имя и адрес любого лица, которое может располагать запрашиваемой информацией, в пределах в которых она может быть доступна;

— Заявление о том, что предоставление информации предусмотрено законодательством и административными полномочиями запрашивающего государства, и когда запрашиваемая информация будет найдена и установлена в юрисдикции запрошенного государства, соответствующие органы смогут получить информация в соответствии со своим законодательством и обычными административными полномочиями;

— Заявление о том, что запрашивающее государство исчерпало все доступные для него меры в его юрисдикции для получения запрашиваемой информации, за исключением тех мер, осуществление которых могло бы наложить чрезмерное бремя.

Законодательство и судебная система

Правовая система Кипра в современном виде сложилась в период британского колониального господства на острове (1878—1960). На формирование большинства отраслей права решающее влияние оказало английское право, многие правовые институты ничем не отличаются от английских. К моменту британской оккупации Кипра в 1878 г. на острове действовало османское право, которое к этому времени было почти полностью кодифицировано, причем большинство кодексов было заимствовано у Франции. Новое право, однако, ещё не успело укорениться к тому времени.

Приказом о судах справедливости Кипра 1882 г. было установлено, что в делах, где хотя бы один из ответчиков не являлся османским подданным, применяется английское право, а в других случаях — османское.

Османское право на Кипре включало 5 кодексов, постепенно заменённых английским колониальным законодательством. Османский УК был заменён в 1928 г. кипрским Уголовным кодексом, введенным приказом в Совете; османский Коммерческий кодекс — Законом о партнерствах 1928 г., Вексельным законом 1928 г. и Законом о банкротстве 1930 г. Османский Гражданский кодекс (Маджалла), представлявший собой кодификацию норм шариата, был также постепенно отменён и заменён рядом крупных актов. В 1930 г. был введен Закон о контрактах (The Contract Law, Cap. 149), представлявший собой весьма полную кодификацию английского договорного права. Этот акт был основан на индийском Законе о контрактах 1872 г. и Декрете о контрактах Занзибара 1917 г. Закон о гражданских правонарушениях 1933 г. представлял собой кодификацию английского деликтного права (в настоящее время Кипр является единственной страной в Британском Содружестве, где деликтное право кодифицировано). Оставшиеся статьи Маджаллы были заменены другим законодательством. Османский Земельный кодекс был заменён Законом о недвижимой собственности (держании, регистрации и оценке) 1945 г. Наконец, Морской кодекс действует до сих пор в части, не противоречащей Акту о торговом мореплавании 1894 г.

<

Адрес
ул. Кузнецкий мост,
дом 21/5, 4 подъезд,
офис 607
Телефон
+7 (495) 626-02-76
+7 (495) 626-03-53
+7 (495) 626-03-34
Поддержка
contactvk@mail.ru
Яндекс.Метрика